?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Как правильно перевести informal? (с non-formal разногласий вроде не возникает и тут чаще употребляется перевод неформальный).
Некоторые коллеги предложили слово неофициальное. Мне кажется, что в таком переводе несколько теряется смысл термина. Другие коллеги предложили для перевода транслитерацию. Мне кажется, что приближенный к русскому перевод, но также дающее новое слово в русском языке – внеформальный, лучше отражает специфику термина, предложенного организацией ОЭСР. Конечно, если копаться в этимологии самого слова формальный, то можно найти западные корни (польск. formalny или нем. formal , лат. formālis ), что наверное может быть основанием и для термина информальный. Здесь уже только вкусы практиков определят будущее использование термина informal на русском языке.

Теперь посмотрим как определяются термины формальное, внеформальное и неформальное в ОЭСР
http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/recognitionofnon-formalandinformallearning-home.htm

Формальное обучение всегда организуется, структурируется и имеет нормативы обучения. С точки зрения ученика оно всегда намеренное: т.е. явная цель ученика состоит в том, чтобы получить знание, умения и/или навыки. Типичным примером является обучение, которое имеет место в начальном образовании или профессиональных центрах обучения работодателей. Можно также говорить о систематическом образовании и/или тренинге или, более точно выражаясь, образование и/или обучение в формальном окружении. Это определение довольно согласовано.

Внеформальное (информальное) обучение никогда не организуется, не имеет никакой направленной цели с точки зрения результатов учебной деятельности и никогда не намеренное с точки зрения ученика. Часто оно упоминается как обучение через опыт или является непосредственно опытом. Идея состоит в том очевидном факте существования ситуаций постоянно вынуждающих человека обучаться на работе, дома или во время досуга, например. Это определение, за немногим исключением, также понимается с определенной степенью согласия.
Термин "внеформальный" часто соединяется, однако, с неформальным обучением и самообучением. Он широко используется в контексте корпоративного обучения и тренинга образования по отношению к окупаемости инвестиций (ROI) или окупаемости затрат на обучение (ROL).

На полпути между первыми двумя, находится неформальное обучение - понятие, по которому наблюдается наименьшее согласие, что не означает, что есть согласие по другим двум, просто большое разнообразие подходов в этом случае делает согласие еще более трудным. Тем не менее, для большинства авторов, кажется ясным, что неформальное обучение скорее организовано и может иметь обучающие цели. Преимущество промежуточного понятия заключается в том, что такое обучение может произойти по инициативе человека, но также и происходит как побочный продукт более организованных действий, независимо от того, имеют ли сами обучающиеся намерения обучаться. В некоторых странах весь сектор обучения взрослых подпадает под неформальное обучение; в других большая часть обучения взрослых формальна. Неформальное обучение поэтому дает некоторую гибкость между формальным и внеформальным обучением, которые должны быть строго определены для  практического использования и быть взаимоисключающими, чтобы избежать наложения.

Ключевые слова для определений видов обучения из литературы
http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/41834711.pdf


Формальное Внеформальне (информальное) Неформальное
Coombs et al. (1973) в начальном образовании и системе тренинга по-настоящему пожизненный процесс обучения, ежедневный опыт (друзья, соседи и т.д.) организованное, но вне формального сектора; служит идентифицируемым заказчикам, и имеет цели обучения
ISCED 97 в начальном образовании и системе тренинга до возраста 20/25 Наше обучение намеренное, но оно менее организовано и менее структурировано Организованное и непрерывное; все возрасты; внутри и за пределами образовательных учреждений; образовательные программы для взрослых (грамотность).
EC (2000) в образовательных учреждениях и обучающих центрах, дающих квалификацию из повседневных ситуаций, не обязательно целенаправленных параллельно с основной системой образования, не ведет к квалификации
EUROSTAT (2000 and 2006) взято из ISCED 97 намеренное, менее организованное, менее структурированное чем формальное обучение взято из ISCED 97
CEDEFOP (2005) планируемая и целенаправленная обучающая деятельность Непланируемая и нецеленаправленная обучающая деятельность Планируемая и целенаправленная деятельность, но не имеющая обучающих нормативов
OECD (2007a) в образовательных организациях, центрах обучения взрослых или на рабочем месте от ежедневной работы, семейной или свободной от работы деяятельнсти планируемая, но не оцениваемая и не ведет к квалификации
CEDEFOP (2008) в школе, центрах обучения или на работе от ежедневной работы, семейной или свободной от работы деяятельнсти. Не организованая и не структурированя, не преднамеренная планируемая деятельность, но без обучающих нормативов
Резюме разных подходов

Организованность Обучающие нормативы Целенаправленность Продолжительнсть Ведет к квалификации
Формальное обучение Да Да Да Скорее длительное и/или дневное очное Да *1)
Неформальное обучение или Да или Нет или Да или Нет или Да или Нет Скорее кратковременное или вечернее/заочное Нет  *2)
Внеформальное (информальное) обучение Нет Нет Нет Не применяется Нет
Примечания:
*1) "Почти всегда" будет более точным
*2) "Обычно нет" будет более точным

Из приведенного анализа исследования ОЭСР предлагают даже новую классификацию видов обучения

Существуют цели обучения Да, обучение целенаправленное Нет, обучение не целенаправленное
Деятельность запланирована как учебная
Да, деятельность имеет обучающие нормативы Формальное обучение (I тип обучения) Полу-формальное обучение (обучение III типа)
Нет, деятельность не имеет нормативов обучения Неформальное обучение (II тип обучения) Внеформальное (информальное) обучение (Обучение IV типа)

Итак, термины и понятия, возможно, не обязательно доводить до общественности. Исследователи в сфере образования могут использовать жаргон в разговоре между собой, так как большинство различий в определениях полезны, только если они экономически целесообразны. Поэтому если возникает практическое применение  таких терминов, то практики должны перевести их на язык повседневной жизни.
С чем мы и столкнулись в реализации проекта CourseOn.
Поэтому приводим следующие определения рассматриваемых терминов для практического использования.

Формальное обучение (formal learning)
Обучение в специальных учреждениях и организациях в системе образования общества, которые подчиняются определенному официально предписанному образцу получения знаний умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям исполнения обучающей деятельности. Формальное обучение всегда целенаправленное, организовано, имеет нормативы обучения, имеет скорее длительный характер обучения и почти всегда ведет к квалификации. Примером формального обучения является начальное, среднее высшее образование и обучение на сертификаты в профессиональных центрах обучения.

Внеформальное (информальное) обучение (informal learning).
Обучение, которое происходит естественно и спонтанно, обычно не имеет направленной цели достижения результатов обучения, не организовано, не регламентируется лицензируемыми программами деятельности школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования и осуществляется обычно вне стен таких учреждений, в нем нет понятия начала и конца обучения, оно не ведет к квалификации.
При таком определении можно отнести имхо к внеформальному обучении, например, стажировку (как она понимается в западных странах), исследовательское образование, гражданскую науку и т.п.


Неформальное обучение (non-formal learning).
Обучение, которое может быть намеренным, с целями, а также непреднамеренным, как организованным, так и неорганизованным, может иметь или не иметь привычных учебных планов, программ, может происходить как по традиционным, так и нетрадиционным обучающим формам взаимодействия, оно имеет промежуточную структурированность между формальным и внеформальным обучением, то есть является в некотором смысле промежуточным между формальным и внеформальным обучением, обычно не ведет к квалификации.
Примерами неформального обучения могут быть самообучение, внешкольное, домашнее обучение, курсы повышения компьютерной грамотности для социальной категории населения, обсуждения на конференциях и семинарах, организовываемыми как вне, так и внутри образовательных учреждений.

Практические вопросы, которые возникают из таких определений. Каково соотношение формального, неформального и внеформального обучения в реальной жизни? Можно ли формализовать внеформальное обучение, можно ли получать бюджетное финансирование на внеформальное обучение?

Latest Month

July 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel